Опорная школа

Поиск по сайту

Вход на сайт

Полезные ссылки

«  Сентябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Опорная школа


Муниципальная опорная площадка по теме: «Создание организационно-педагогических условий в образовательной организации для личностно-профессионального самоопределения обучающихся»

Цель:

повышение качества образовательного процесса через непрерывное совершенствование педагогического мастерства руководителей, педагогов образовательных организаций округа, их профессиональной компетентности в области проектирования комплекса организационно-педагогических условий для личностно-профессионального самоопределения обучающихся.

Задачи:

1.    Осуществлять реализацию системы мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности руководителей, педагогов школ округа в области личностно-профессионального самоопределения школьников. 

2.    Обеспечить  методическую поддержку деятельности руководителей, педагогов школ и детских садов округа по созданию условий образовательного процесса, способствующих:

- компетентному, личностному и профессиональному самоопределению  выпускников школы;

-  возможности для реализации индивидуальных образовательных запросов и развития способностей школьников в условиях творческой развивающей образовательной среды;

-   формированию  софт-навыков, обеспечивающих их успешную социализацию в современном обществе.

3.    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах личностно-профессионального самоопределения обучающихся.

4.    Совершенствовать педагогическое мастерство учителей округа по овладению новыми образовательными технологиями в целях развития софт-навыков ребёнка, поддержки каждого ребёнка в осознании им и развитии собственных социальных качеств. 

5.    Познакомить педагогов школ округа с современными научными подходами  в области профессиональной навигации школьников.

6.    Определить оптимальные способы социального партнерства, расширяющего возможности личностно-профессионального самоопределения.

7.    Подготовить  методические рекомендации для руководителей и педагогов округа по развитию личностно-профессионального самоопределения обучающихся в практике образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Актуальность:

Образование в современных условиях рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ориентаций обучающихся, определяются профессиональные и социальные перспективы его личностного развития.

Современная школа  ориентирована на личностное и профессиональное  развитие обучающихся как один из аспектов разностороннего развития личности.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: «личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». 

Кроме этого национальный проект «Образование» (2019-2024) включил несколько важных федеральных  проектов, один из них - «Успех каждого ребенка». Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Одними из основных  мероприятий  данного проекта выделяют:  

- реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»; 

- проведение открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию детей; 

- работа детских общественных объединений. 

С 2015 года в регионе успешно реализуется региональный проект «Живи, учись и работай во Владимирской области». Проект направлен на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий и инженерных специальностей. Проведение профориентационных мероприятий способствует достижению сбалансированности между профессиональными интересами молодежи и возможностями рынка труда, прогнозированию профессиональной успешности в определенной сфере трудовой деятельности. 

В современных условиях в качестве одной из важнейших задач образовательной организации – создание оптимальных условий личностно- профессионального самоопределения обучающихся, способных плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.  Исходя из этого,   мы считаем, что необходимо создание не просто образовательного пространства, где ребенок сможет себя реализовать, но и мотивирующего пространства, которое будет в первую очередь способствовать развитию ребенка, то есть станет развивающим пространством для него. 

Основная задача такого пространства  –  научить детей самостоятельности, обучить полезным социальным навыкам – софт- навыкам, а также финансовой грамотности.

Наблюдая за детьми,  можно будет проследить особенности общения и их ценностные ориентации. В таком пространстве важно научить их  самостоятельно принимать решения и делать свой собственный выбор, а родители, находящиеся в роли наблюдателей, получат  возможность оценить способности ребенка в той или иной сфере. 

Школьное пространство должно стать развивающей и воспитывающей средой, дружественной для детей  при условии, что в образовании: 

- обучение и воспитание будет осуществляться посредством социально-моделирующей игры, интерактивного взаимодействия,  сотрудничества,   проведения активных исследований, социального взаимодействия и социальных практик;

-  обучение будет  строиться на   метапредметных  и межпредметных связях;

-  планируется сочетание  индивидуальных и командных форм работы;

-  обучение происходит в любом месте, в любое время, в любых условиях путём беспрепятственного доступа к обучающим пространствам помимо традиционных занятий в школе; 

-   создается обучающее пространство,  как в закрытых помещениях, так и в открытом пространстве; 

-  обеспечивается порядок, при котором все части здания, его дизайна и открытых пространств сами по себе послужат инструментом для обучения и развития. 

Под организацией мотивирующего образовательного пространства мы рассматриваем непременно персонифицированную и привлекательную для развивающейся личности, основанную на педагогической поддержке среду, которая порождается внутренней потребностью ребенка.  

Концептуальные основы:

Личностно-профессиональное самоопределение является важнейшим проявлением личности и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего  профессионального   развития,   проявляется   в   многократных  актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на различных этапах профессионального становления. 

Профессиональное самоопределение личности является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности. 

Личностно-профессиональное самоопределение обучающихся, по мнению А.Э. Поповича, – это процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся  в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, собственной позиции, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, интересов, склонностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития личности.  

По мнению Н.С. Пряжникова, «главная  цель  профессионального  самоопределения  заключается  в  формировании  у  школьников  готовности  к  осознанному  и  самостоятельному  построению,  корректировке  и  реализации  перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся по  времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной  профессиональной  деятельности».   
Кроме этого мы считаем, что у школьников важно формировать и развивать, прежде всего, позицию осознанной  необходимости в собственном личностно - профессиональном развитии. 

Таким образом, актуальность темы состоит в том, что в настоящее время   одной из важнейших задач образовательной организации является  создание оптимальных условий личностно-профессионального самоопределения обучающихся.

Исходя из этого, мы считаем, что необходимо повышать профессиональную компетентность руководителей, педагогов школ и ДОУ в вопросах личностно-профессионального самоопределения обучающихся.

Обоснование:

Для работы опорной площадки имеются все необходимые ресурсы.

Школа работает в режиме развития,  в 2018 году закончилась реализация  Программы развития  по теме: «Школа социального успеха». В настоящее время реализуется программа «Школа, устремлённая в будущее!».

В 2018 году завершена реализация инновационной программы по теме «Разработка и апробация системы критериев и показателей эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации учащихся в условиях реализации ФГОС». 

С 2019 года реализуется региональная инновационная программа «Тематический парк – школьный центр личностно-профессионального самоопределения обучающихся».
Школа – опорная образовательная организация лаборатории современных педагогических проблем ВИРО по теме «Формирование российской гражданской идентичности через взаимодействие с субъектами социума». 

На базе образовательной организации открыта региональная опорная площадка по  робототехнике. 

Опыт работы школы по инновационной деятельности занесен в банк ВИРО.

С  2012 года школа  являлась  опорной в округе по теме: «Создание оптимальных условий для развития социально-активной личности, способной к успешной социализации в обществе».  

В школе созданы условия для организации образовательного процесса: имеется необходимая материально-техническая база,  созданы  все условия для реализации программы  опорной площадки.

В школе  созданы такие условия и формы взаимодействия, при  которых личность ученика и личность учителя выступает как его субъекты, а целью образования становится развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости, подготовка к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире, развитию личностно-профессионального самоопределения. 

Произошли изменения в жизни школы по следующим направлениям:

1. Развиваются государственно-общественные формы управления:

- продуктивно работает Управляющий совет;

- идет работа по созданию Попечительского совета;

- созданы и работают Совет отцов, Совет бабушек;

- работают органы ученического самоуправления.

2. Разрабатываются  и апробируются индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся на основе ФГОС общего образования: 

-  разработка индивидуальных программ для одаренных детей;

- создание вариативного учебного плана ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;

- выстраивание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, профессиональной ориентации, помогающей определиться школьникам с дальнейшим жизненным маршрутом;

- предоставление обучающимся реальной возможности выбора уровня образования, организация психолого-педагогического сопровождения этого выбора и переход на индивидуальный учебный план в 10-11 классах;

-   работа образовательных платформ:

- платформа «IT-технологии» включает в себя работу по направлению робототехники и основы 3D-моделирования  

-  платформа «Наука» – лабораториумы (центры развития исследовательских компетенций):

•    медицинский лабораториум (углубленное, практикоориентированное изучение  химии, биологии, географии, экологии;

•    инженерный лабораториум (углубленное, практикоориентированное изучение физики, черчения, технологии, информатики;

- платформа «Экономика и менеджмент» – основы изучения финансовой грамотности и управленческая деятельность;  

-  платформа «Медиацентр»  –  формирование навыков современной  подачи информации, развитие информационной грамотности: медиастудия (школьная газета, школьное телевидение), школа Юного блогера.

-  платформа «Арт-пространство» – развитие креативности;  

- платформа «Личностный рост» – умение управлять собственной жизнедеятельностью.

3. Апробируется модель центра личностно-профессионального самоопределения обучающихся.

4. Изменяется система психолого-педагогического сопровождения с целью освоения детьми и взрослыми способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

5. Разрабатываются и апробируются критерии и показатели эффективности деятельности школы по обеспечению личностно-профессионального самоопределения  обучающихся.

6. Повышается педагогическая компетентность учителя через непрерывное повышение профессионально уровня в вопросах личностно-профессионального самоопределения обучающихся.  

Всё это позволяет поделиться накопленным опытом с руководящими и педагогическими работниками округа.

Официальный сайт школы №8, создан в 2016 году. Бесплатный хостинг uCoz.

Разработано в Divine Draft